Большой пятишатровый храм был построен в 1894—1897 гг. как главный храм Клинического городка Московского университета на Девичьем поле (архит. А.Ф. Мейснер и А.А. Никифоров). В 1911 году в храме были устроены еще два придела – южный, освященный во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя самого профессора Макеева, и северный – во имя святой великомученицы Екатерины, в поминовение его недавно умершей сестры. Можно понять, насколько теплыми были родственные чувства в этой семье. Освящением церкви официально завершилось строительство клинического городка. Она стала домовой церковью для всех клиник на Девичьем поле, а прихожанами ее были врачи, обслуживающий персонал, больные и студенты. Однако храм не превратился в узкоприходской, как домовая церковь святой мученицы Татианы, – его официальными прихожанами были и жители прилегающих улиц. Особо в нем молились о всех благотворителях и устроителях местных клиник.
Поразителен замысел расположения храма. Он стоит в начале внутренней аллеи клинического городка (по обеим сторонам застроенной медицинскими заведениями) около акушерской клиники, где рождались в мир младенцы, которых крестили часто именно в этом храме. Здесь начиналась новая жизнь – физическая и духовная. А завершала аллею та самая часовня святого Димитрия Прилуцкого, где отпевали умерших в клиниках: часовня стояла около Патологоанатомического института, в который упирается аллея. Оттого эту длинную, узкую аллею называли «аллеей жизни»: она символизировала жизненный путь человека от его рождения в мир и до смерти, начинавшийся и заканчивавшийся православным храмом. В 1903 году и часовня была благочестиво обустроена как храм – особый, для совершения отпевания. Сделано это было по инициативе местного домовладельца, купца-благотворителя Дмитрия Петровича Сторожева. Преподобный Димитрий Прилуцкий был его небесным покровителем. В марте 1902 года Дмитрий Сторожев подал прошение о разрешении перестроить на свои средства часовню в храм, чтобы бедные родственники умерших в университетских клиниках могли свободно, без дополнительной или определенной платы, совершать их христианское отпевание после литургии.
Однако на такое строительство требовалось разрешение Священного Синода, и пока его получали, купец скончался, так и не увидев своего детища. Волю покойного взялся осуществить его племянник, тоже живший на Девичьем поле. Уже к сентябрю 1903 года архитектор Б.Н. Кожевников расширил часовню до размеров храма и пристроил с востока алтарь. Знаменательно, что освящение нового храма во имя святого Димитрия Прилуцкого состоялось в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого святой Димитрий особенно почитал. Не раз он приходил к преподобному Сергию в обитель на молитву, за духовным наставлением. С устройством этого «поминального» храма аллея жизни приняла завершенный вид: два храма знаменовали начало и конец человеческой жизни. Дореволюционная история храма архангела Михаила оказалась короткой, но яркой и сильной. Храм был востребован больными и страждущими, особенно в то время, когда общество уже теряло духовные ориентиры и все более отдалялось от Церкви. За недолгие годы существования храма сложился его духовный облик, его московская традиция, которая, по счастью, продолжилась в наши дни.
В 1913 году причт храма был награжден памятными медалями в честь 300-летия дома Романовых. А во время Первой мировой войны, когда клинический городок был обращен в госпиталь, священники церкви окормляли множество раненых воинов, находившихся здесь на излечении. В 1916 году за это духовное утешение защитников Отечества настоятель храма отец Павел Виноградов был награжден правом ношения скуфии. А потом грянула революция. Революционные потрясения достигли и клинического городка. Февральским декретом 1918 года Церковь была отделена от государства, все домовые храмы упразднялись. Храм святого архистратига Михаила стал обыкновенным приходским, а его имущество было объявлено «народным достоянием» и описано. В 1922 году имущество храма было изъято, в том числе более 1 пуда драгоценных богослужебных предметов и даже плащаница. И к университету свое отношение он вскоре потерял: в 1930 году медицинский факультет был выведен из состава МГУ и преобразован в Первый медицинский институт, позднее названный именем И.М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова).
А уже в 1931 году, несмотря на просьбы местных жителей, храм был закрыт, поскольку на его здание претендовал рабочий клуб соседнего завода «Каучук» (в тот же год погибла и церковь Саввы Освященного). Приходской общине храма отказали в регистрации. Официальная причина отказа была чисто советская: действующий храм не может располагаться рядом с культурно-просветительскими и общественными учреждениями (вероятно, имелись в виду Первый мединститут и местные клиники). Здание храма использовали под «культпросветчитальню», потом под спортивный зал, под аптеку, под склад и под институтский музей. Для этого здание соответствующим образом перестроили, чтобы придать ему должный вид без намека на «культовую» принадлежность. Уже в 1930-х годах его легкие, красивые, будто слепленные из снега шатровые главы и колокольня были снесены, в стенах пробиты окна, внутри возведены перегородки и уничтожена отделка. Но даже этого было мало властям. Институтская администрация, несмотря на рекомендацию включить здание храма в список памятников московской архитектуры, стала добиваться его полного сноса, чтобы непременно на этом месте возвести здание пищеблока. В 1977 году уже приступили к сносу, разобрали алтарную апсиду и северный Екатерининский придел, но тут открылась первоначальная архитектура здания, и невероятными усилиями общественности уничтожение храма было остановлено.
А в начале 1990-х годов в храм вернулась церковная жизнь: по инициативе ректора Медицинской академии М.А. Пальцева, оба здания бывших клинических храмов были переданы Русской Православной Церкви. В храме начались восстановительные работы. Помогла храму и торжественная годовщина – 100-летие клинического городка, праздновавшееся осенью 1997 года, когда его посетили члены правительства. Именно тогда Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение восстановленного храма и подарил приходу икону Богоматери. Великое освящение храма состоялось 19 сентября 2002 года, в день, когда святая Церковь вспоминает чудо святого архистратига Михаила в Хонех. Освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По окончании литургии настоятель храма священник Андрей Шумилов обратился к Святейшему Патриарху с приветственным словом и подарил ему панагию, на которой изображен Господь, возвращающий заблудшую овцу – в ознаменование драматической судьбы возрожденного храма: «Наш храм был погибшим, но Господь возродил его». В ответ Святейший Патриарх подарил в благословение приходу образ Спасителя. Храм полностью сохранил свой домовый характер, опекая пациентов местных клиник, врачей и студентов, хотя остается приходским для всех желающих. Восстановлена теперь в своем первоначальном замысле и «аллея жизни». Путь по ней навевает мысли о скорбях и болезнях, сопровождающих нашу жизнь, и о смерти, неминуемо завершающей ее, но утешает знанием, что окончится он храмом, как начался.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!